Знания и навыки - тема, которая волнует каждого.
Мы получаем много информации: из телевизора, из интернета, с различных сайтов, с различных групп ВКонтакте, много откуда, но влияет ли на нас эта информация, получаем ли мы какие-то полезные навыки после получения этой информации?
Ответ очевиден – да, информация влияет. Но такой ответ не всех удовлетворит.
Одно дело, когда человек ходит на курсы и получает информацию, а другое дело, как понять, научился навыку или нет?
Ответ также прост: если вы умеете делать, то есть навык, а если нет, то навыка нет.
Есть огромная пропасть между двумя понятиями «ЗНАТЬ» и «УМЕТЬ».
То есть под понятием - ЗНАТЬ, мы подразумеваем, что человек прочитал книгу, посмотрел фильм, сходил на какой-нибудь семинар – это сознательно получаемая информация о чем-либо. Человек может предполагать, что он это умеет, но он это не умеет, он знает информацию.
А УМЕТЬ – значит, взять и сделать.
Например, человеку можно рассказать, как кататься на велосипеде: садишься на велосипед, включаешь вестибулярный аппарат и поехал, ногами делаешь так, руками так и едешь. И человек знает, как ездить на велосипеде, он это видел со стороны. Но если посадить этого человека на велосипед, то человек скорее всего упадёт. В данном случае, речь идет именно о человеке, который не умеет ездить на велосипеде, потому что нет навыка. Невозможно сразу взять и поехать. Необходимо обучиться. Обучение происходит путем повторения определенных действий. Чтобы научиться делать, нужно начать делать.
Чем отличается чтение книги об аэрографии от курса рисования аэрографом?
Человек прочитал книгу или посмотрел видео в интернете и думает, он всё знает и может, но это в подавляющем количестве случаев просто информация. Человек все понимает, но делать не умеет. Зато зародилась мысль, а не нарисовать ли картину аэрографом.
Когда человек приходит на курс – получает навыки. Курс устроен следующим образом, объясняется тема, то есть дается знание, это можно и в книге прочитать. Весь вопрос в том, что под руководством опытного тренера надо мелкими шажками выполнять упражнение, которое дает тренер, тогда со временем обучаемся навыку. Нужна практика, как и в любом деле.
Как много надо этой практики? Сколько раз надо повторить?
В нашем случае недостаточно прочитать книгу или посмотреть информацию в интернете. Если после прочтения или просмотра пойти рисовать то, скорее всего, сразу ничего не получится. Некоторые как-то уже рисуют аэрографом, но качество рисования их не устраивает. Хочется лучше рисовать, но нет нужных навыков, а очень хочется. Получается следующее, с одной стороны - всё знаю, буду делать, и всё получится, с другой стороны – делаю, но качество рисования не улучшается.
Значит, нужен новый навык.
Надо дать информацию человеку, что нужно делать конкретно, выполнять вот это и вот это, пошагово, простым языком: встать так, сделать так, руку держать так, пальцем давить тут. Все, информация есть. И теперь чтобы обучиться навыку, это нужно делать. Просто идти и делать на личном опыте.
Сначала первое повторение, потом второе, потом третье, потом сотое повторение. Первое повторение от второго будет отличаться не сильно, второе от третьего будет отличаться не сильно. Девяносто девятое от сотого, тоже будет не сильно отличаться. Но первое от сотого будет отличаться очень сильно, а сотое от первого.
Сначала будут ошибки, у разных людей по-разному, у кого-то будет меньше, у кого-то будет больше, но с количеством повторений будет происходить обучение новому навыку и в какой-то момент человек обучится этому новому навыку. Далее, как только возникнет желание рисовать аэрографом, человек берет аэрограф и рисует.
Когда человек садится на велосипед, то сначала он не сам едет, а кто-то с ним идет, нужно придерживать человека.
Если сесть на велосипед и сразу поехать очень быстро – это будет один опыт. Если поехать медленно это будет другой опыт. Под присмотром опытного тренера, а тренер бывает очень опытный, учиться лучше, чем под присмотром тренера не очень опытного или который выдает себя за опытного.
Как сделать так, чтобы первый повтор от пятого отличался так же, как первый от сотого? То есть, затратив меньшее количество условий, получить результат как от сотого повтора?
Первая линия, которую нам надо нанести вызывает некие уровни дискомфорта. У всех по-разному. Может кому-нибудь нормально будет сразу, возможно человек уже делал это и есть некое представление о последующем за действиями результате, то есть воображаемая картинка, которая должна возникнуть, после того как человек это сделает. Она, как правило, не соответствует тому, что будет на самом деле, потому что человек еще не начал делать соответствующее действие.
Один раз нанести линию, а лучше раз тридцать, то это изначальное действие (рисование линии), скорее всего, интуитивно претерпит изменения на что-то более эффективное. Человек встанет в более удобную позу, более уверенно будет держать аэрограф, интенсивность нажима становится более плавная. Идет обучение как это делать эффективнее. В первой сотне подходов линия будет кривой, после, например, 500 подходов, линия будет более прямая. Все очень просто, чем больше часов налёта, тем лучше результат, как у более опытных летчиков. Рисуя простые линии, во-первых, можно осознавать некоторые изменения в первом подходе, во-втором, третьем, в пятом, двадцатом, сотом. Например, когда камерой снимаешь человека со стороны, то видно как слегка меняются жесты, они становятся более точными, человек меняется, он становится более уверенным. И на достаточно большой временной дистанции те линии, которые были страшные, меняются на ровные и прямые, и их будет большее количество. Что говорить о том, если подходить к рисованию аэрографом, например, с уже поставленной рукой.
Если сидеть и ничего не делать, то рисовать не научишся. Главный критерий - делать.
Вопрос в том, что человек этого не делает. Человек думает: так одну линию нарисовал, вторую нарисовал, все криво, все косо, сейчас вообще не линия, а кардиограмма, похоже у меня не получается, не буду больше – поэтому навык не приобретается.
Кто сказал, что линия должна быть идеальной, чтобы получить новый навык? На начальном этапе не оценивается плохая или хорошая линия, просто рисуем и идем на обратной связи, то есть за 100 подходов будут какие-то плюсы и какие-то минусы. В процессе обучения, человек будет отслеживать свои действия интуитивно, выполнять плюсы и отбрасывать какие-то минусы. Новый опыт меняет результаты сначала слегка, незаметно, и каждый следующий раз учитывает получаемый опыт.
В контексте рисования линии мы задаём некую направленность, то есть программируем себя на результат. Дальше мы смотрим, если достаточно пяти раз, делаем пять раз, если надо 100 раз, значит, делаем сто раз. Наиболее успешной стратегии не знает никто.
Эффективнее делать повторения, когда за тобой наблюдает кто-то опытный, тот, кто уже умеет делать, тренер, тогда эффективность возрастёт в этом навыке.
Например, приходит человек в спортзал заниматься и хочется нарастить мышцы. Садится на тренажер, на котором качают бицепсы, и начинает качать трицепс, непонятным способом для всех в зале. Зачем мне тренер, я сам умею. На первых порах не все сразу понимают, на каком тренажере, что надо делать, какую держать осанку, какое количество повторов необходимо, какой вес вешать. Поэтому в зале ходит специальный человек – тренер. Он подходит и советует, делай так и вот так, и человек начинает делать упражнения правильно. В обучение навыку главное – стратегия, правильность выполнения упражнения и количество повторов. Есть система подготовки, есть упражнения, которые надо делать и слушать тренера, который этим владеет.
Вывод, сначала нужно получить информацию, а дальше начать делать и в процессе деятельности обучаться навыку постепенно. Эта модель есть общая структура.
Бывает так, что, например, человек посмотрел, почитал, все понял и самостоятельно решил обучиться навыку. После двадцатого раза человек понимает, что больше не хочет делать, ну никак у него не получается. В таком случае может быть два варианта:
Первый – человек просто не хочет этим заниматься;
Второй – нужно обратиться к тренеру!
Тренер даст программу обучения. Хочешь рисовать – начинай рисовать, не надо размышлять. Когда есть тренер всё просто. Приходит человек с конкретной целью и говорит – мне надо научиться. Дальше человек идет и выполняет упражнения и рекомендации тренера. У человека меняется представление о том, что это невозможно, потому что невозможность рисовать – это некая неуверенность в себе, вдруг не получится, и когда человек делает упражнение, сначала одно, потом второе, третье, четвёртое он понимает, что мир другой, всё нормально. И после этого человек уже сам начинает рисовать, теперь уровень тревожности снизился, никто не нападает, ничто не пугает.
У некоторых людей может возникнуть также вопрос: как замотивировать себя на то, чтобы не сорваться, не бросить заниматься?
Если навык нужен, вопрос мотивации не стоит. Если мотивации нет – то навык не нужен.